Поделиться "«Юбилей в знаковом году государственного террора…»"
Этот видео было снято в то время когда Узбекистан был погружен в пучину госдарственнего террора, на пике тотальной «охоты на ведьм» по стране.
Собравшись в маленьком зале правозащитной организации Москвы представители интеллегенция России и Узбекистана обсуждают политическую ситуацию в Узбекистане после взрывов 16 февраля.
Ведет беседу известный узбекский правозащитник, кандидат философских наук Абдуфаттах Маннапов.Участвуют в беседе знаменитая Людмила Алексеева, Президент Хельсинкского Комитета, Журналистка Наталья Зимянина (дочь идеологического секретаря ЦК КПСС Михаиля Зимянина), известный правозащитник Виталий Пономарёв, Президент Фонда Таджикистана Гавхар Худайназарова(супруга кинорежиссёра Давлата Худайназарова) и други известние деятели.
Собрание было организовано Московской правозащитной организацией по случае 50-летия Мухаммада Салиха, поэта и лидера узбекской оппозиции….
К 50-ЛЕТИЮ МУХАММАДА САЛИХА – известного узбекского поэта и общественного деятеля
Круглый стол, организованный Русским пен Клубом, Московский Хельсинк. группой и Обществом содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии
20 декабря 1999 года, Москва
*Текст видео*
Абдуфаттах Маннапов,
сопредседатель Общества Содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии
…Свобода была в запрете. Значит, все мы знаем какие процессы происходят в Узбекистане. Я вкратце хочу о характеризовать, буквально несколько минут. Первое, в январе 1992 году, а точнее 15-16 и 17 января, особенно конечно 16-17 января в Ташкенте в ВУЗ городке произошли печально-трагические, но одновременно знаковые события.
В период Горбачевской перестройки демократический процесс в Узбекистане получил очень сильное развития. В Узбекистане сформировались две сильных демократических организаций. Народное движение «Бирлик» и партия «Эрк». Я был с первого дня в квартире Мухаммада Салиха где сформировалас это идея. Мы тогда не знали что это будет именно «Бирлик». Разные названия были продуманы, но в конце мы остановились в названии «Бирлик».
Некоторые сейчас хотят историю переписать, но более популярного человека, который выступал бы за свободу и за демократию в Узбекистане нежели Мухаммад Салих не был. Его имя было на устах. Он через свои стихи, через свои статьи оставил именно идею свободы и демократии. В последующим с его стороны было создана другая демократическая организация демократическая партия «Эрк» — «Свобода».
Мухаммад Салих является автором более десяти поэтических сборников. Он в хорошем смысле этого слова «Западник». Его хотят связать с исламистами, его хотят сделать фундаменталистом и так далее.
Мы с ним очень хорошо знакомы. Я с Мухаммад Салихом познакомился в 1972 году, при очень любопытных условиях. Я после того как целый день просидел в библиотеке, пошел в Академкнигу. И шел возле театра большого театра «Навоий». Вдруг три дерзил меня останавливают и говорят: «Дай покурить». Я говорю: «Ребята, я не курю». «Ну тогда дай деньги на куриво», я говорю «деньги я тоже не дам, потому что вы друзья втроём хотите меня побить. Ну я спортом занимался, я могу дать вам отпор». Вдруг возле меня появился худощавый, высокий парень. Абсолютно я его не знал. И три на два мы начали разбираться. Трое убежали, и мы познакомились. Он был студентом журфака Ташкентского государственного университета, я был студентом философского отделения Ташкентского университета. Это было первое такое романтическое знакомство. А потом мы с ним ни разу не вспоминали, только вот буквально сегодня два часа тому назад я ему позвонил, и я вспомнил, он сказал: «я тоже помню не думайте, что я забыл.»
Роль Мухаммада Салиха в формировании поколение которое бы поверило в ценности свободы и демократии – исключительно. Я например не пошел в партию «Эрк», я оставался на позициях «Бирлик»а.
На выборах президента в декабре 1991 года по официальным данным он получил около 13 процентов.
Разнообразное мытарства перенёс Мухаммад Салих. О нем разное говорят и так далее эти поговаривают. Я ещё раз говорю, я не активист, я не состою в ни одной партии, я член народного движения «Бирлик». Я хочу сказать, что Салих отличается благородством. И в целях и в способах их достижений.
Выпущена книга написанная невесткой Салиха, женой его младшего брата Максуда Бегжана, который сейчас тоже в эмиграции за рубежом. Без слез эту книгу читать невозможно. Как их вещи вышвыривали на улицу, как все двери были закрыты для них и так далее и тому подобное.
Деятельность Мухаммада Салиха внесла огромный вклад в становлении поколения узбеков и представителей других народов Узбекистана, которые верят в цивилизованные ценности свободы и демократии. Это очень важно. Поэтому он и сейчас где бы он не был, в каких трудных ситуациях не был, не смотря на постоянный попытку его сломать, задержать, посадить и так далее, он продолжает и творчество, и борьбу. Он пишет большой роман, правда он стихи как он говорит не может писать. «Стихи», — он говорит: «Не могу писать с 1994 года.» Хотя он замечательный поэт! Его стихи переведены на русский, на английский, на французский, на немецкий, на латышский и на эстонский.
Людмила Алексеева,
президент Международной Хельсинкской Федерации,
председатель Московской Хельсинкской группы
Я была 1990 году в Узбекистане. Я тогда уже работала на радио «Свобода». Я приехала с магнитофоном, и очень хотела использовать эту поездку для того что бы забрать интервью для своих передач по радио «Свобода». Все таки било потрясающая вещ попасть, не ждать когда Вашингтон приедет а самой попасть во все эти… Нам слава богу объяснили, что не надо брать шофёров гостиницы, потому что он тут же заявит на КГБ что мы поехали в город в который у нас нет визы. По этому мы вышли из гостиницы, сказали что мы идем на базар. Потом там где то мы договорились с машиной и поехали в Коканд.
Хотелось для «Свободы» взять интервью частности у главы «Бирлик»а Абдурахим Полат. И я честно говоря не знаю в чем дело, но мы несколько раз с ним договаривались и каждый раз что то случалось. Он мне не дал интервью. По видимому у него все таки были какие то опасения что его голос прозвучит по радио.
…Мухаммад Салих и это было очень такое я бы сказала контрастное по сравнению с «Бирлик»ом впечатление. Потому что он меня принимал центре города, это было такое ухоженное здания и кабинет с хорошей мебелью и коврами, все как полагается. Там секретарша приносила чай с печением, в общем такая близкая к официальной обстановке.
Причем я раз уже получила как говорится от ворот поворот с Полато, я говорю Салиху: «Знаете, вот для радио «Свободы» я хотела взять интервью у вас, но я не знаю насколько это будет для вас удобно и не будет ли это опасно для вас, все таки Американское радио».
«Нет, нет, пожалуйста, я с удовольствием, поставьте свой магнитофон».
Я значит поставил магнитофон и дальше наш разговор шел под включенным уже магнитофоном. И разговор был очень интересным. Потому что он рассказал такую вещь что «мы с Бирликом из одного корня вышли, создавали Бирлик вместе, но сейчас у нас есть с ними расхождения. Они больше демонстрации, митинги а мы больше прямые переговори с властями, вот такие обращения к властям и так далее»…. сказал Салих.
Салих сказал что «Бирлик» считает, что сначала демократия, а потом независимость. А я говорю сначала независимость, а потом демократия. Потому что не может зависимый народ создать демократическое государство. Зависимое государство, зависимый народ не может иметь демократическую систему», сказал Салих.
Вот так он мне обрисовал. И я не скрою что, мне ближе было точка зрения «Бирлик»а. Не потому что, упаси бог, что я хотела что бы Узбекистан оставался под Советским владычеством.
Но я должна сказать сейчас я всей душой сочувствую Салиху, хотеть независимости, хотеть освобождения своей стране так благородно. Его побуждения происходила, не из-за того что он националист это нормально для каждого человека желать своему народу, своей стране быт независимой страной. Салих был более оптимистичен, он больше верил в возможности Узбекистана войти в цивилизованный мир, демократию и т.д. И я думаю, что он сейчас горько вспоминает это. Потому что, видите, как он пострадал. И сам оказался изгнанником, и близкие ему люди от этого режима. И он говорил: «Мы не претендуем, чтобы мы были во главе государства. Кого выберет народ, пускай того и выберет. Лишь бы Узбекистан обрел независимость. Ну вот и выбрали! Вот Салиху отплатили благодарностью за стремление к независимости. Говорят же, что революцию устраивают идеалисты, а плоды пожинают подлецы».
…В современном мире все таки как и длинные пути демократии все пути ведут туда и вопрос длинносты и так сказать сложности плоды в пути величины жертв на этом пути. Я надеюсь что Узбекистан когда нибудь приблизится к демократии. Дай бог чтобы это случилось достаточно скоро чтобы Мухаммад Салих мог вернутся на родину.